Национальная
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
энциклопедия

Словари

Сайты

Поиск для сайта

Гендер


Гендерный глоссарий проекта "Ресурсы гендерного образования"

Гендер Понятием гендер современная социальная наука обозначает совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями - это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли.

Антропологи, этнографы и историки давно установили относительность представлений о "типично мужском" или "типично женском": то, что в одном обществе считается мужским занятием (поведением, чертой характера), в другом может определяться как женское. Отмечающееся в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное тождество биологических характеристик людей позволяют сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах.

Гендер создается (конструируется) обществом как социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе и его институтах (семье, политической структуре, экономике, культуре и образовании, и др.). Гендерные системы различаются в разных обществах, однако в каждом обществе эти системы асимметричны таким образом, что мужчины и все "мужское/маскулинное" (черты характера, модели поведения, профессии и прочее) считаются первичными, значимыми и доминирующими, а женщины и все "женское/фемининное" определяется как вторичное, незначительное с социальной точки зрения и подчиненное. Сущностью конструирования гендера является полярность и противопоставление. Гендерная система как таковая отражает асимметричные культурные оценки и ожидания, адресуемые людям в зависимости от их пола. С определенного момента времени почти в каждом обществе, где социально предписанные характеристики имеют два гендерных типа (ярлыка), одному биологическому полу предписываются социальные роли, которые считаются культурно вторичными. Не имеет значения, какие это социальные роли: они могут быть различными в разных обществах, но то, что приписывается и предписывается женщинам, оценивается как вторичное (второсортное). Социальные нормы меняются со временем, однако гендерная асимметрия остается. Таким образом, можно сказать, что гендерная система - это социально сконструированная система неравенства по полу. Гендер, таким образом, является одним из способов социальной стратификации общества, который в сочетании с такими социально-демографическими факторами, как раса, национальность, класс, возраст организует систему социальной иерархии.

Гендер как стратификационная категория рассматривается в совокупности других стратификационных категорий (класс, раса, национальность, возраст). Гендерная стратификация - это процесс, посредством которого гендер становится основой социальной стратификации.

Дифференциация понятий пол и гендер означала выход на новый теоретический уровень осмысления социальных процессов. В конце 80-х годов феминистские исследовательницы постепенно переходят от критики патриархата и изучения специфического женского опыта к анализу гендерной системы. Женские исследования (см. Женские и гендерные исследования за рубежом) постепенно перерастают в гендерные исследования, где на первый план выдвигаются подходы, согласно которым все аспекты человеческого общества, культуры и взаимоотношений являются гендерными. В современной науке гендерный подход к анализу социальных и культурных процессов и явлений используется очень широко. В ходе гендерных исследований рассматривается, какие роли, нормы, ценности, черты характера предписывает общество женщинам и мужчинам через системы социализации, разделения труда, культурные ценности и символы, чтобы выстроить традиционную гендерную асимметрию и иерархию власти.


Альтернативные толкования термина гендер:
  1. Глоссарий гендерных терминов. ЮНИФЕМ , 2001 г.
    ГЕНДЕР 1) "Социальный пол". 2). Социокультурный конструкт пола, представляющий собой заданные характеристи...
  2. Дэвид Майерс. Социальная психология. Интенсивный курс./Глоссарий по книге.
    ГЕНДЕР (Gender) — в психологии — социально-биологические характеристики, с помощью которых люди характеризу...
  3. Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г.
    ГЕНДЕР (англ. hender - пол) - 1. различие между мужчинами и женщинами по анатомическому полу; 2. термин, и...
  4. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 464 с.
    ГЕНДЕР [от англ. gender — род, пол] — а) социальный пол, во многом обусловливающий особенности собственно ...
  5. Краткий словарь-справочник по психологии. РУДН, 2004 г.
    ГЕНДЕР (Gender) . В психологии - социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают опреде...
  6. Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г.
    ГЕНДЕР Термин, используемый в настоящее время при обсуждении различий и сходства между мужчинами и женщина...
  7. Пол, гендер и трансгендер. Общие понятия, проект www.transgender.ru
    ГЕНДЕР Социальная роль, закрепленная за полом. Опирается на инстинкты и биологические предпосылки. Создает...
  8. Т. Бендас. Гендерная психология: словарь по книге
    ГЕНДЕР социальный пол, пол как продукт культуры; употребляется в зарубежной психологии в четырех значениях:...

Предметная область термина гендер включает 1 определений:
  1. ГЕНДЕР (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЛ)
    - формы поведения и паттерны деятельности, считающиеся общепринятыми для мужчин и женщин в контек...

Статьи по теме:
  1. ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Маллаев Д.М., Омарова П.О., Салихова К.А. »
  2. ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ АКТИВНОСТИ И ЛИДЕРСТВА // Вержибок Г.В. »
  3. МУЖЕСТВЕННОСТЬ КАК КАТЕГОРИЯ ГЕНДЕРНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ // Малова Т.В. »
  4. ВОЗРАСТНЫЕ И ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К СПОРТУ // Собкин В.С., Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. »
  5. ИЗ ПРАКТИКИ ГЕНДЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ // Вержибок Г.В. »


У нас также ищут:
  1. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ
    [греч. psychikos — душевный] — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженно...
  2. ВОЛЯ
    форма психического отражения действительности, позволяющая личности преодол...
  3. РЕБЕНОК - РОДИТЕЛЬ (PARENTAL CHILD)
    Старший ребенок, осуществляющий уход за младшими детьми и пользующийся авторитетом, связанным с ...
  4. ИММОРАЛИЗМ ПРАВОВОЙ
    – зафиксированный в обыденном сознании моральный характер аргументов, используемых для оправдани...
  5. ДВОИЧНАЯ СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ
    Система счисления, в которой используются только две цифры, 1 и 10. Эта система широко используе...


Опубликоваться:
  1. Бесплатно опубликовать научную статью в журнале "Познавательный"
  2. Бесплатно издать монографию в Lap-publishing
  3. Нарисовать свою схему к термину











Rambler's Top100