Поделиться с друзьями:

АБСТРАКЦИЯ

Вы можете помочь развитию отечественного образования в сети Интернет!

Пожалуйста, разместите ссылку на эту страницу в своем блоге или на сайте

или кликните на кнопку социальных сетей. Благодарим за поддержку и участие!

Таких терминов — 11. Вот самый краткий и полный. Статей для чтения — 3.
Определение

АБСТРАКЦИЯ

от лат. abstractio - отвлечение) - один из основных процессов умственной деятельности человека, позволяющий мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные свойства, стороны, элементы или состояния предмета. Иногда под А. понимается лишь результат этого процесса абстрагирования, т. е. уже вычлененное и самостоятельное, в "чистом виде" рассматриваемое свойство предмета. Способность к А. позволяет человеку мысленно ориентироваться на такое свойство, устойчивое выделение которого служит условием решения соответствующей задачи (в этом плане А. тесно связана с процессом внимания).
А. лежит в основе процессов обобщения и образования понятий. Эмпирическому и теоретическому уровням мышления соответствуют формальная и содержательная А.
Формальная А. состоит в вычленении таких свойств предмета, которые сами по себе и независимо от него не существуют. Такое отчленение и изолированное выражение его результата возможно только в мысленном плане (в А.). Так, геометрическая форма тела сама по себе реально не существует и от тела отделиться не может. Но благодаря формальной А. она мысленно выделяется, фиксируется, напр, с помощью чертежа, и самостоятельно рассматривается в своих особых свойствах. Одна из основных функций такой А. заключается в выделении общих свойств некоторого множества предметов и в фиксации этих свойств к.-л. знаком (чаще всего словесным или чертежом). А. такого вида называется обобщающей. Комплекс абстрагированных свойств (формальное общее) становится представителем соответствующего класса предметов и позволяет отличить этот класс от всех др. (напр., все тела прямоугольной формы отличить от тел др. форм). Этот комплекс, фиксированный к.-л. знаком, становится его значением. На основе системы взаимосвязанных значений эмпирическое мышление строит различные классификации, каталоги и определители, которые позволяют человеку в сокращенном виде охватывать чувственное многообразие предметов сообразно их общим свойствам. Значения слов повседневного языка и специальных слов-терминов, создаваемые на основе формальной А., являются носителями таких сокращений.
Содержательная А. вычленяет те свойства, стороны и состояния предмета, которые сами по себе обладают относительной самостоятельностью. Эта А. отражает становление подобной самостоятельности и его результат, имеющий форму сравнительно простого и однородного состояния.
"Абстрактное" как результат А. обозначает, т. о., нечто выделенное, одностороннее, простое, приобретшее относительную самостоятельность внутри сложной системы. Ему противостоит "конкретное" как нечто целостное, взаимосвязанное, многостороннее и сложное. Развитое мышление человека первоначально образует различные А., а затем на их основе путем конкретизации воспроизводит эту целостность (мысленное конкретное). Такое мышление одновременно и абстрактное (осуществляется в форме А.), и конкретное (движется к конкретному и воспроизводит его). В этом единстве противоположных моментов состоит диалектика теоретического мышления.
В психологии наиболее подробно и тщательно изучены особенности формальной, или эмпирической, А., чаще всего встречающейся в повседневной жизни и в учебной практике. Она является основой усвоения детьми знаний, описывающих предметы по их внешним свойствам. Этот вид А. служит предпосылкой собственно теоретического мышления, которое опирается еще и на содержательную А. До сих пор психологические характеристики этого вида А. и закономерности ее развития у детей изучены слабо.
В психолого-педагогической литературе правомерно отмечается необходимость повышения уровня абстрактности мышления школьников для полноценного усвоения ими современных научных знаний. Как показывают специальные исследования, у детей следует, по возможности, рано начинать формировать способность к точному вычленению и длительному мысленному удержанию к.-л. существенных свойств и отношений предметов с целью их дальнейшего изучения "в чистом виде". Особенно перспективно воспитание у уч-ся способности к образованию содержательных А. и к оперированию ими. В процессе обучения можно формировать такой уровень и такие виды А., которые соответствуют основным требованиям современного научного мышления. См. Развивающее обучение.
У других авторов

У других авторов:

В. Зеленский. Словарь аналитической психологии, М., Когито-Центр, 2008 г.
абстракция Abstraction; Abstraktion) форма умственной активности, с помощью которой сознательное ...

Краткий словарь психологических терминов.
абстракция лат. abstractio отвлечение) мысленное выделение какого либо признака или свойства ...

С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г.
абстракция процесс когнитивный одна из основных операций мышления; состоит в выделении определенных ...

К.Юнг. Словарь терминов.
абстракция как на то указывает само слово есть извлечение или отвлечение какого нибудь содержания (...

И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г.
абстракция Словообразование. Происходит от лат. abstractio отвлечение. ...

Словарь по истории психологии, 2007 г.
абстракция от лат. abstractio отвлечение), форма познания, основанная на мысленном выделении ...

Никифоров А. С. Неврология. Полный толковый словарь, 2010 г.
абстракция Мысленное отвлечение в процессе познания от менее существенных сторон рассматриваемого ...

Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии (ВСГТУ, 2005, 100с)
абстракция мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и отношений между ними.

Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г.
абстракция лат. abstrahere) 1. процесс абстрагирования. В психопатологии проявляется: а) ...

Сосновский Б.А. Психология. Глоссарий по книге, 2008 г. (время появление - современное с 2002, Исследователи - отечественные)
абстракция (абстрагирование) — мыслительная операция выделения существенных свойств предметов и ...

Кроме того, определение дают: экономисты, педагоги, социологи, философы, юристы
Предметная область

Предметная область:

формальная абстракция Категория. Форма абстракции. Специфика. В ней вычленяются такие свойства предмета, которые важны для теоретического анализа.

содержательная абстракция Словообразование. Происходит от лат. abstractio отвлечение. Категория. Форма абстракции. Специфика. В ней вычленяются такие свойства предмета, которые имеют ...

способность к абстракции способность усматривать и оценивать абстрактные и/ или символические аспекты ситуации. Рассматривается как один из важнейших критериев интеллектуального развития.

интервал абстракции коррелят, в котором определенная абстракция является применимой. Например, абстракции человека как биологического или социального существа применимы в тех условиях, когда достижение цели (решение ...

способность к абстракции Умственная деятельность, которая часто рассматривается как критерий интеллектуального развития; способность оценивать абстрактные и/или символические аспекты ситуации.

Статьи по теме

Статьи по теме:

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ АБСТРАКЦИЙ И СТРАСТЬ К РЕАЛЬНОМУ. ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОДОВОЙ ИДЕОЛОГИИ Авторы Гедзь, Кирилл Николаевич Журнал УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ Выпуск № 1 / том 154 / 2012 Коды ГРНТИ: 02 — Философия ВАК РФ: 09.00.00 УДK: 1 Указанные автором: УДК: 130.2+177.7+141.82

МЕТАЯЗЫК КАК СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ АБСТРАКЦИЙ В КОНКРЕТНО-НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ Авторы Канунникова, Ольга Витальевна Журнал Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова Выпуск № 2 / том 17 / 2011 Коды ГРНТИ: 02 — Философия ВАК РФ: 09.00.00 УДK: 1 Указанные автором: УДК: 100.32

ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ И ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ АБСТРАКЦИИ Авторы Вилесов, Юрий Федотович Журнал ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Выпуск № 3-3 / 2012 Коды ГРНТИ: 02 — Философия ВАК РФ: 09.00.00 УДK: 1 Указанные автором: УДК: 161.111

показать еще →
У нас также ищут

У нас также ищут:

  1. физический тератоген
    См. тератоген. ...
  2. столбняк лицевой (головной) розе
    Клиническая форма столбняка, возникающая при заражении через рану головы или шеи, проявляющуюся преж...
  3. вдалбливать в голову (долбить одно и то же)
    настойчиво и систематически, постоянно, часто убеждать кого-либо в чем-то. Вызывает чувство раздраже...
  4. агнозия
    от греч. а- - отрицание и gnosis - знание, познание] мед. нарушение процессов восприятия (узнавания)...
  5. геморрагические диатезы
    группа заболеваний, характеризующихся повышенной кровоточивостью, которая возникает спонтанно либо б...
Опубликоваться!
КРОМЕ ТОГО, У ВАС ЕСТЬ ОТЛИЧНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ:

публикация
  1. Бесплатно опубликовать научную статью в журнале "Познавательный"
  2. Бесплатно издать монографию в Lap-publishing
  3. Загрузить свою схему к термину
Зарегистрироваться

Логин:

Будет использоваться при авторизации.
Только латинские буквы и цифры.
*

Имя:

*

Фамилия:

*

Пароль

*

Повторите пароль:

*

E-mail:

По-умолчанию не публикуется *

Защита от спама:

Введите число, изображенное на картинке
kaptcha
Введите код:
Педагогическая энциклопедия
69
33K
Pedagogics
Социологическая энциклопедия
115
33K
Sociology
Политическая энциклопедия
71
23K
Political science
Юридическая энциклопедия
92
62K
Jurisprudence
Историческая энциклопедия
179
310K
History
Философская энциклопедия
134
60K
Philosophy
Экономическая энциклопедия
230
161K
Economics
Психологическая энциклопедия
161
91K
Psychology
Национальная энциклопедическая служба
Журнал Познавательный
19
Познавательный
более 20 000 тысяч учебных презентаций
20К
Presentation
51594 логических схем
51К
Schemes
Заблуждения и факты
11К
Facts & mistakes


* - Инновации в отечественном образовании! 8 тематических энциклопедий: от философии до политологии! Более 640 тысяч терминов, 40 тысяч схем и таблиц, 12 тысяч презентаций, объединенных в одно информационное пространство! Одна из самых больших и качественных информационных баз русского Интернета! Удобная площадка для публикации научных статей наших читателей! Бесплатная программа подключения школ и гуманитарных ВУЗов к национальной справочной системе!