Национальная
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
энциклопедия

Словари

Сайты

Поиск для сайта

АБСТРАКЦИЯ


Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.

АБСТРАКЦИЯ (от лат. abstractio - отвлечение) - один из основных процессов умственной деятельности человека, позволяющий мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные свойства, стороны, элементы или состояния предмета. Иногда под А. понимается лишь результат этого процесса абстрагирования, т. е. уже вычлененное и самостоятельное, в "чистом виде" рассматриваемое свойство предмета. Способность к А. позволяет человеку мысленно ориентироваться на такое свойство, устойчивое выделение которого служит условием решения соответствующей задачи (в этом плане А. тесно связана с процессом внимания).

А. лежит в основе процессов обобщения и образования понятий. Эмпирическому и теоретическому уровням мышления соответствуют формальная и содержательная А.

Формальная А. состоит в вычленении таких свойств предмета, которые сами по себе и независимо от него не существуют. Такое отчленение и изолированное выражение его результата возможно только в мысленном плане (в А.). Так, геометрическая форма тела сама по себе реально не существует и от тела отделиться не может. Но благодаря формальной А. она мысленно выделяется, фиксируется, напр, с помощью чертежа, и самостоятельно рассматривается в своих особых свойствах. Одна из основных функций такой А. заключается в выделении общих свойств некоторого множества предметов и в фиксации этих свойств к.-л. знаком (чаще всего словесным или чертежом). А. такого вида называется обобщающей. Комплекс абстрагированных свойств (формальное общее) становится представителем соответствующего класса предметов и позволяет отличить этот класс от всех др. (напр., все тела прямоугольной формы отличить от тел др. форм). Этот комплекс, фиксированный к.-л. знаком, становится его значением. На основе системы взаимосвязанных значений эмпирическое мышление строит различные классификации, каталоги и определители, которые позволяют человеку в сокращенном виде охватывать чувственное многообразие предметов сообразно их общим свойствам. Значения слов повседневного языка и специальных слов-терминов, создаваемые на основе формальной А., являются носителями таких сокращений.

Содержательная А. вычленяет те свойства, стороны и состояния предмета, которые сами по себе обладают относительной самостоятельностью. Эта А. отражает становление подобной самостоятельности и его результат, имеющий форму сравнительно простого и однородного состояния.

"Абстрактное" как результат А. обозначает, т. о., нечто выделенное, одностороннее, простое, приобретшее относительную самостоятельность внутри сложной системы. Ему противостоит "конкретное" как нечто целостное, взаимосвязанное, многостороннее и сложное. Развитое мышление человека первоначально образует различные А., а затем на их основе путем конкретизации воспроизводит эту целостность (мысленное конкретное). Такое мышление одновременно и абстрактное (осуществляется в форме А.), и конкретное (движется к конкретному и воспроизводит его). В этом единстве противоположных моментов состоит диалектика теоретического мышления.

В психологии наиболее подробно и тщательно изучены особенности формальной, или эмпирической, А., чаще всего встречающейся в повседневной жизни и в учебной практике. Она является основой усвоения детьми знаний, описывающих предметы по их внешним свойствам. Этот вид А. служит предпосылкой собственно теоретического мышления, которое опирается еще и на содержательную А. До сих пор психологические характеристики этого вида А. и закономерности ее развития у детей изучены слабо.

В психолого-педагогической литературе правомерно отмечается необходимость повышения уровня абстрактности мышления школьников для полноценного усвоения ими современных научных знаний. Как показывают специальные исследования, у детей следует, по возможности, рано начинать формировать способность к точному вычленению и длительному мысленному удержанию к.-л. существенных свойств и отношений предметов с целью их дальнейшего изучения "в чистом виде". Особенно перспективно воспитание у уч-ся способности к образованию содержательных А. и к оперированию ими. В процессе обучения можно формировать такой уровень и такие виды А., которые соответствуют основным требованиям современного научного мышления. См. Развивающее обучение.


Альтернативные толкования термина абстракция:
  1. В. Зеленский. Словарь аналитической психологии.
    АБСТРАКЦИЯ (Abstraction; Abstraktion) - форма умственной активности, с помощью которой сознательное содержание ...
  2. Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии (ВСГТУ, 2005, 100с)
    АБСТРАКЦИЯ мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и отношений между ними. ...
  3. Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г.
    АБСТРАКЦИЯ (лат. abstrahere) - 1. процесс абстрагирования. В психопатологии проявляется: а) неспособностью ус...
  4. И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г.
    АБСТРАКЦИЯ Словообразование. Происходит от лат. abstractio - отвлечение. Кат...
  5. К.Юнг. Словарь терминов.
    АБСТРАКЦИЯ - как на то указывает само слово - есть извлечение или отвлечение какого-нибудь содержания (какого-н...
  6. Краткий словарь психологических терминов.
    АБСТРАКЦИЯ (лат. abstractio - отвлечение) - мысленное выделение какого-либо признака или свойства предмета, явл...
  7. Никифоров А. С. Неврология. Полный толковый словарь, 2010 г.
    АБСТРАКЦИЯ Мысленное отвлечение в процессе познания от менее существенных сторон рассматриваемого явления с це...
  8. С.Ю. Головин. Словарь практического психолога.
    АБСТРАКЦИЯ - процесс когнитивный - одна из основных операций мышления; состоит в выделении определенных признак...
  9. Словарь по истории психологии, 2007 г.
    АБСТРАКЦИЯ - (от лат. abstractio - отвлечение), форма познания, основанная на мысленном выделении существенных...

Предметная область термина абстракция включает 2 определений:
  1. ФОРМАЛЬНАЯ АБСТРАКЦИЯ
    Категория. Форма абстракции. Специфика. В ней вычленяются та...
  2. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ АБСТРАКЦИЯ
    Словообразование. Происходит от лат. abstractio - отвлечение. ...

У нас также ищут:
  1. РАСШИФРОВКА
    В криптографии — действие или процесс преобразования закодированного сообщения в нормальную форм...
  2. ЖИВОЕ ЗНАНИЕ
    - см. Знание живое.
  3. РЕТИФИЗМ
    (название по имени Ретифа де ля Бретона, французского романиста, страдавшего, вероятно, таким ра...
  4. АСХЕМАТИЗМ
    (а + греч. schema - образ) [Гуревич М.О., 1940]. Форма оптической агнозии, при которой больной уз...
  5. КУЛЬТУРА
    (Culture) . Понятия, установки, обычаи и особенности поведения, общие для большой группы людей и ...

Опубликоваться:
  1. Бесплатно опубликовать научную статью в журнале "Познавательный"
  2. Бесплатно издать монографию в Lap-publishing
  3. Нарисовать свою схему к термину











Rambler's Top100