Национальная
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
энциклопедия

Словари

Сайты

Поиск для сайта

АНИМА


В. Зеленский. Словарь аналитической психологии.

АНИМА (Anima; Anima) [лат. "душа"] - бессознательная, женская сторона личности мужчины; персонифицируется в сновидениях образами женщин, варьируя от проститутки и совратительницы до духовного проводника (Мудрости).

Анима являет принцип Эроса, так как развитие анимы у мужчины отражено в том, как он относится к женщинам. Идентификация с анимой проявляется как переменчивость в настроении, утрата мужественности ("обабивание") и сверхчувствительность. Как и анимус у женщин, содержание мужской анимы определяется комбинацией архетипических образов, содержащихся в той или иной культуре, в которой пребывает мужчина, а также мужским опытом общения с женщинами, в особенности с матерью. Архетипическая анима проявляется в четырех главных образах, которые мужчина проецирует на женщин. Ева воплощена в Матери-Земле. Она может появиться в сновидениях мужчины в виде сельской женщины-крестьянки, убирающей урожай, готовящей пищу или ухаживающей за детьми. Положительный аспект Евы олицетворяет жизне-поддерживающее начало (питание, забота), отрицательный --сдерживает развитие, ограничивает, например перекармливает. Елена представляет соблазнительницу, сексуальный объект. В сновидении это может быть образ фотомодели из журнала или героини фильма, телесериала. В положительной форме Елена выступает как источник радости и восхищения, в отрицательной,- она оказывается фигурой, манипулирующей своим шармом в ущерб другим (сновидцу). (Ср.: "Куда плывете вы? Когда бы не Елена, Что Троя вам одна, ахейские мужи?" Мандельштам О. Камень.). Мария - чистая девственница, духовная мать. В снах она может оказаться всеми уважаемой школьной учительницей, наставником. Положительно Мария - личность независимая, цельная, знающая себе цену, защищающая свои интересы; в отрицательном смысле она ведет себя отчужденно, держится в стороне и требует высоких достижений за счет личных отношений. София - образ мудрости. В снах она появляется пожилой зрелой женщиной. Положительная сторона такой фигуры самоочевидна; отрицательная - выступает в использовании мудрости или знания в злых разрушительных целях. В качестве психического компонента анима размещена ниже порога сознания, комплементарна персоне и состоит с ней в компенсаторных взаимоотношениях.

"Персона - идеальная картина мужчины, каким он должен быть, внутренне скомпенсирована женской слабостью, и в той степени, в какой мужчина играет роль сильного снаружи, внутри он оказывается слабой женщиной, т. е. анимой, поскольку именно анима реагирует на персону. Но так как внутренний мир темен и невидим, и так как мужчина, чем меньше он способен признать свою слабость, тем больше отождествляется с персоной, то антипод персоны - анима остается в совершенной темноте и оказывается полностью спроектированной, а нашего героя можно обнаружить под каблуком у своей жены" (CW 7, par. 309; см. также ПБ, с. 261).

Иначе, под анимой понимается внутренняя установка, которая требует такой же самостоятельности, что и установка внешняя - персона.

"Опыт показывает нам, что анима обыкновенно содержит все те общечеловеческие свойства, которых лишена сознательная установка. Тиран, преследуемый кошмарными снами, мрачными предчувствиями и внутренними страхами, является типичной фигурой. С внешней стороны, бесцеремонный, жесткий и недоступный, он внутренне реагирует на любую тень, подвержен каждому капризу, словно является слабым и болезненно впечатлительным существом. Следовательно, его анима несет в себе те общечеловеческие свойства болезненной впечатлительности и слабости, которых совершенно лишена его внешняя установка, его "персона". Если персона интеллектуальна, то анима определенно сентиментальна" (ПТ, пар. 703).

Характерно, что в тех случаях, когда человек отождествляет себя со своей персоной, он, фактически, одержим анимой с сопутствующими симптомами. Психологическим приоритетом первой половины жизни для мужчины является стремление освободиться от чар материнской анимы. В более позднем возрасте недостаток сознательной связи с анимой сопровождается симптомами, характерными для "потери души".

"Молодые люди могут пережить полную утрату анимы без всякого ущерба. На этой стадии развития для мужчины главное - быть мужчиной <...> После середины жизни, однако, постоянная потеря анимы означает снижение жизненности, гибкости, подвижности и человеческой доброты. В результате, как правило, наблюдается преждевременная ригидность, сварливость, стереотипность, фанатическая односторонность, упрямство, педантичность и помимо этого, еще безропотность, утомляемость, неряшливость, безответственность, и в конечном итоге, детская раздражительность со склонностью к алкоголю" (CW 9i, par. 146a).


Альтернативные толкования термина анима:
  1. Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г.
    АНИМА (лат. anima – душа) – 1. исходное значение – душа; 2. в ранних работах К.Юнга – внутренняя сущность...
  2. Л. Хьел, Д.Зиглер. Глоссарий к "Теории личности".
    АНИМА (Anima). Феминные качества мужчины; архетип в теории Юнга. ...
  3. Оксфордский толковый словарь общей медицины, 2002 г.
    АНИМА (anima) - (в психологии Юнга) женский архетип, свойственный мужчинам. ...
  4. Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г.
    АНИМА 1. Исходное значение – душа. 2. В ранних трудах К.Г. Юнга: внутренняя сущность личности, тот аспект...
  5. Прикладные аспекты современной психологии:термины, законы, концепции, методы/ Справочное издание, автор-составитель Н.И. Конюхов, 1992 г.
    АНИМА (от лат. anima -душа) – термин, используемый Юнгом, для обозначения "внутренне...
  6. Психоаналитические термины и понятия СловарьПод ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина.
    АНИМА ; АНИМУС (ANIMA; ANIMUS)Аналитическая психология (термины), предполагающие представленность одного п...
  7. С.Ю. Головин. Словарь практического психолога.
    АНИМА - Согласно К. Г. Юнгу - женское начало....
  8. Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь, Флинта, 2011 г.
    АНИМА (лат. «душа») – идеальная женская душа, которую юноша образует в своем подсознании. См. и ср. аниму...

Предметная область термина анима включает 3 определений:
  1. АНИМА, АНИМУС
    (anima, animus) Юнгианские термины, обозначающие бессознательный женский образ у мужчин и бессозн...
  2. АНИМА И АНИМУС
     Это персонификация женского начала в бессознательном мужчины и мужского начала в бессознательн...
  3. АНИМУС И АНИМА
    Словообразование. Происходит от лат. anima - душа. Автор. К.Г....

Статьи по теме:
  1. СТИМУЛЯЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПОМОЩЬЮ АНИМАЦИОННЫХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ // Шаблин М.С. »
  2. ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ДЕТСКОМУ АНИМИЗМУ // Мещеряков Б.Г. »
  3. АНИМАЦИОННАЯ РАБОТА С МОЛОДЫМИ ИНВАЛИДАМИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ // Тарасов Л.В. »
  4. ПОТЕНЦИАЛЫ АНИМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА // Петрова М.С. »
  5. ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ «КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА. ACTION SCRIPT В АНИМАЦИИ» // Ветров А.И., Седова Н.В. »

У нас также ищут:
  1. ТЕРАПИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПО БАНДУРЕ
    В основе данного подхода лежат принципы модификации поведения, разработанные Бандурой (Bandura A....
  2. ЗАДНИЙ ТЕГМЕНТАЛЬНЫЙ ПУЧОК
    (лат. tegimentum – покрывало, одеяние, покров, оболочка, навес)- норадренергическая структура, н...
  3. РЕЧЕВОЙ ЭМБОЛ
    (греч. embolos – клин, затычка) – вариант речевой стереотипии при моторной афазии, то есть повто...
  4. МЫШЛЕНИЕ ПАРАДОКСАЛЬНОЕ
    Суждения, не соответствующие, а нередко и противоречащие устоявшимся взглядам общественности.
  5. БИГУАНИД
    (biguanide) - представитель группы лекарственных веществ, включающей метформин; применяется для л...

Опубликоваться:
  1. Бесплатно опубликовать научную статью в журнале "Познавательный"
  2. Бесплатно издать монографию в Lap-publishing
  3. Нарисовать свою схему к термину











Rambler's Top100